В мире наметилась очень правильная
тенденция: работать, учиться и общаться
надо при помощи ПК, фильмы смотреть - на
хорошем телевизоре с DVD (а не на компьютере),
а играть - на специализированной игровой
консоли. В этом обзоре будут кратко описаны
современные игровые приставки как в
отдельности, так и в сравнении друг с другом.
ПК - не игровая площадка
Персональный компьютер - это
универсальный инструмент для творчества и
бизнеса. Играть на ПК в игры - все равно что
возить сотни кирпичей в багажнике "Мерседеса",
то есть теоретически можно, конечно, но не
для того он сделан. Специализированные
игровые консоли в своей стихии оказываются
полезнее универсальных ПК. А все потому, что
разработчики игровых консолей обычно не
могут раcсчитывать на "большие мегагерцы",
но у них есть одно радикальное преимущество
перед разработчиками ПК - фиксированная
конфигурация аппаратной платформы. Другими
словами, софт игровой консоли
оптимизируется под вполне конкретное
железо, оттачивается до идеальной
совместимости и задействует потенциал
аппаратной платформы на все 100%.
Конфигураций же ПК - не меньше, чем в Китае
велосипедистов, и требовать от
разработчиков игр какой-то оптимизации
было бы крайне наивно. Скажите спасибо за то,
что все это вообще работает, хотя бы время
от времени.
Основные платформы, упоминаемые в этом
обзоре, очень разные, поэтому мы намеренно
не будем приводить подробную сравнительную
таблицу параметров XBox, PlayStation 2, Nintendo 64 и Nintendo
GameCube, потому что такие сравнения просто
некорректны.
XBox - сыграем с Microsoft?
Первый в практике Microsoft игровой компьютер
XBox (http://www.xbox.com/) поступил на прилавки осенью
2001 года и шум вокруг этой консоли был
нешуточный. И немудрено, ведь по обещаниям
разработчика и ожиданиям общественности XBox
должен быть по меньшей мере в три раза
производительнее лучших игровых консолей
сегодняшнего дня, другими словами - втрое
быстрее Sony PlayStation 2 и вдвое быстрее Nintendo
GameCube. Учитывая некорректность таких
сравнений, просто спокойно насладимся
описанием аппаратной мощи XBox. Помимо
внушительного процессора Intel Pentium III 733 МГц
компьютер оборудован уникальной по
возможностям графической подсистемой на
основе nVidia. Производительность специально
спроектированного графического 3D-процессора
nVIDIA NV2A (X-Chip) 250 МГц - 1 трлн. операций в секунду
(125 млн. многоугольников в секунду,
одновременно четыре текстуры).
Максимальное экранное разрешение - 1920?1080 (такого
нет ни у одной консоли!). Многие знают, что
игры на PlayStation 2, конкуренте XBox, обладают
низким разрешением и детализацией текстур,
чтобы поддерживать приемлемую скорость
игры, что говорит о том, что графические
возможности PlayStation 2 для игр будущего сильно
ограничены. А приставка XBox позволяет играть
в высокодетализированные скоростные игры
как на аркадных автоматах - не зря же Sega
выпустила аркадный автомат на основе
железа XBox с которого будет легко
портировать игры на приставку.
Приставка XBox оборудована жестким диском
размером 8 Гбайт и содержит 64 Мбайт общей
памяти, имеет 3D-звук (256-канальный плюс 64
канала на 3D-звук), широкополосный доступ в
Интернет, API - Microsoft Direct X8. В отличие от PlayStation
2 XBox сам понимает кодирование Dolby Digital, AC-3 и DTS
и не требуется покупать декодер, что
значительно уменьшает ваши затраты.
Подсистема памяти XBox построена не на "инженерно
совершенной" RDRAM, а на базе фаворита дня
сегодняшнего - DDR (Double Data Rate) SDRAM, которую для
Microsoft поставляет американская Micron
(http://www.micron.com/). 64 Мбайт (32 чипа по 2 Мбайт) DDR
работают на тактовой частоте 200 МГц, а
пропускная способность подсистемы памяти
составляет 6,4 Гбайт в секунду. Это
непревзойденный показатель - у современных
ПК пропускная способность подсистемы
памяти вдвое меньше.
Через сетевой 10/100 Мбит/с Ethernet-концентратор
приставки XBox могут обмениваться данными
для одновременной игры между несколькими
участниками. Четыре USB-контроллера, хорошо
различимые на лицевой панели игрового
компьютера, по предварительным данным,
поддерживают только манипуляторы Microsoft, а
не любую USB-периферию. Это и понятно: иначе
операционная система, обретя обширную базу
драйверов, стала бы неповоротливой и
нестабильной.
Игры для XBox поставляются на DVD (впрочем,
могут и на CD-ROM). Для этого консоль
оборудована проигрывателем DVD 5X. К тому же
приставка имеет все аппаратные (аудио- и
видео-) средства для воспроизведения DVD-фильмов
и может стать основой домашнего кинотеатра.
XBox обладает не только игровыми
возможностями, на нее можно установить
операционные системы: Evolution X, Linux и Windows 2000,
что позволит приставке стать компьютером.
Дизайн XBox долгое время трепетно хранился
в тайне, даже "пиратских" фотографий в
Сети было не сыскать. На счастье, Биллу
Гейтсу захотелось чем-то похвастаться на
выставке CES, и консоль попала в десятки
объективов фотокамер. Не успев появиться,
XBox уже вляпался в историю. Оказывается,
заявку на точно такое же название незадолго
до Microsoft зарегистрировала маленькая
флоридская фирма XBox Technologies, которая вчинила
ведомству Билла Гейтса иск о нарушении прав
на использование товарного знака. Позже
дело было улажено, и маленькая флоридская
фирма согласилась переименоваться. Еще
один курьез связан с защитой приставки XBox
от недобросовестных покупателей. Не секрет,
что Microsoft продает XBox по цене значительно
ниже себестоимости входящих в нее
компонентов. Опасаясь, что ее приставки
станут просто выгодно разбирать на
запчасти и устанавливать компоненты XBox на
ПК, компания во всех "вкусных"
компонентах приставки слегка изменила
дизайн, что делает их формально
несовместимыми с ПК. Финансисты Microsoft
обрели спокойствие, а служба технической
поддержки - головную и прочие виды боли.
PlayStation 2 - современная DVD-консоль с 3D-звуком
Об игровом компьютере Sony PlayStation 2 Computer
Entertainment System (http://www.playstation.com/, http://www.scea.com/) уже
сложили множество легенд. Не так давно по
всему эфиру (включая радио, Интернет и
телевидение) прошла информация, что
инженеры Саддама Хусейна использовали
компоненты этой игровой консоли для систем
навигации боевых ракет, а то и вовсе
кластеры на консолях строят для сложных
математических расчетов. Звучит красиво -
прямо-таки "космические технологии" Sony
PlayStation 2… С другой стороны, дыма без огня не
бывает, ведь Sony PlayStation 2 - совсем недавно была
самой мощной игровой консолью. Что же
такого революционного есть в PS2 (так принято
называть PlayStation 2 для краткости)?
Во-первых, PlayStation 2, с учетом репутации
производителя, фактически позиционируется
как элемент домашнего кинотеатра. На борту
она несет проигрыватель DVD 4X, мощную
звуковую подсистему и аудио/видео-интерфейсы,
включая USB и i-LINK (фирменный IEEE-1394/Firewire,
только от Sony).
Для приставки Sony разработала
специализированный 128-разрядный RISC-процессор
с тактовой частотой 294,912 МГц (именно такой, а
не 300 МГц), который без выкрутасов назвали
Emotion Engine (генератор эмоций). Емкость кэша
инструкций - 16 Кбайт, а общая емкость кэша
данных - 24 Кбайт (8+16 ScrP). В своем компьютере
Sony традиционно использует распределенную
архитектуру, в которой ключевые функции
усилены специализированными
сопроцессорами. Конкретно в PlayStation 2
используются векторные сопроцессоры и
сопроцессор FPU для отработки операций с
плавающей точкой (что критично для 3D-графики).
В результате производительность
подсистемы операций с плавающей точкой
достигает 6,3 GFLOPS. Производительность 3D-подсистемы
с обсчетом геометрии составляет 66 млн.
многоугольников в секунду. Подсистема
памяти построена на Direct RDRAM. Объем ОЗУ - 32
Мбайт.
Аппаратная реализация графической
подсистемы PS2 тоже впечатляет. Ее ядро -
графический процессор Sony Graphics Synthesizer с
тактовой частотой 147,456 МГц, оперирующий 4
Мбайт собственной видеопамяти DRAM. Полоса
пропускания шины видеопамяти составляет 48
Мбайт/с. Скорость прорисовки
многоугольников (полигонов) - 75 млн.
многоугольников в секунду. Графическая
подсистема поддерживает множество режимов
экранного разрешения - от 256?224 до 1280?1024
экранных пикселов. И наконец, реализована
поддержка декодирования MPEG2 (важно для
воспроизведения DVD, например).
Система кодирования сигналов в звуковой
подсистеме PS2 - ADPCM, 48 каналов для аппаратной
полифонии на звуковом процессоре SPU2 плюс
динамически назначаемые программным
способом голоса. Звуковой процессор
оперирует 2 Мбайт отдельной памяти, а на
выходе генерируется сигнал с частотой
выборки вплоть до 48 КГц (DAT-качество).
Особенно примечательна подсистема ввода-вывода
PS2, у которой тоже имеются в распоряжении
отдельные 2 Мбайт памяти и процессор.
Разрядность шины ввода-вывода - 32 бит,
частота - 33,9-36,9 МГц. Помимо традиционных
двух портов для подключения игровых
манипуляторов и пары слотов для
специальных карт памяти в PS2 интегрированы
два интерфейса USB и один IEEE-1394 i-LINK. Последний
- признанный стандарт для обмена цифровым
видео и другими плотными потоками
мультимедийной информации. Завершает "ансамбль"
слот PCMCIA Type III.
Производительность DVD-привода,
включенного в архитектуру приставки,
составляет 4х (CD считываются на скорости 24х).
Излишне говорить, что приставка PlayStation 2
способна воспроизводить музыкальные
компакт-диски, DVD-фильмы и CD-ROM для PlayStation 1.
Небывалый успех PlayStation 2 обусловлен еще и
тем, что приставка полностью совместима с
играми своей предшественницы - бестселлера
Sony Playstaion 1 (Консоль 9000), для которой во всем
мире были выпущены миллионы CD-ROM с сотнями
наименований игр, а число наименований
официальных игр уже приблизилось к тысяче.
Если же учесть еще немереное количество "контрафактных"
копий, над которыми трудится пол-Китая... то
причину популярности этой приставки понять
несложно.
Критики PlayStation 2 сравнивают эту приставку
с Microsoft XBox, имея в виду отсутствие у PS2
жесткого диска и невозможность
воспроизводить DVD-фильмы без специальной
программки, поставляемой на фирменной
карте памяти. Однако у Sony - мгновенная
реакция, и в американской версии приставки
появились важные изменения:
- добавлен отсек для установки 3,5-дюймового
жесткого диска;
- предусмотрен блок расширения с сетевым
интерфейсом. А маркетологи Sony уже прочат
этой консоли место семейной платформы
для электронной коммерции и доступа в
Интернет;
- аппаратно реализована поддержка
воспроизведения видеофильмов с DVD-носителя,
отпала необходимость установки
специальной Memory Card.
В итоге выходит, что Sony PlayStation 2 в своем
американском варианте даже по формальным (необъективным)
признакам мало чем уступает консоли Microsoft
XBox. А игр для PS2 больше в сотни раз. К тому же
Microsoft придется "бороться" еще и с
психологией сотен тысяч пользователей,
ведь сегодня PlayStation (как первая, так и вторая)
- уже своего рода культовая консоль. Один
пример: в Брайтоне владельцы гостиницы
Pelirocco очень быстро превратились в
состоятельных людей, поскольку в каждой
комнате имелась приставка PlayStation. Всего-то и
делов.
PS2 была представлена на американском
рынке в конце октября 2001 года (в Японии - на
полгода раньше), а к марту следующего года
было продано уже 3 млн. этих консолей. Чтобы
удовлетворить спрос на консоль в Европе,
PlayStation 2 доставляли из Японии самыми
грузоподъемными самолетами "Руслан" (морем
- слишком долго).
Как и все игровые консоли, PS2 обходится
производителю гораздо дороже своей
розничной цены и дотируется производителем.
Sony выгодно продать как можно больше
консолей по заниженной цене, чтобы потом
"отбить" свои деньги сторицей на
лицензионных отчислениях, поступающих от
продавцов игр для этой платформы.
Коль скоро PlayStation 2 - это компьютер,
хотелось бы знать о его взаимоотношениях с
Интернетом. Сегодня известно, что таковые
имеются. В Японии уже выпущены браузер Planetweb
Web Browser для PS2 и средства доступа в Интернет (и
не только широкополосные). Особенность
браузера для телевизионной приставки -
поддержка тонированных шрифтов, которые
сглаживают эффект дрожания и мерцания на
экране обычного телевизора. Впрочем, для
Японии вполне могут считаться обычными
такие вещи, как вертикальная развертка в 100
Гц (у большинства телевизоров - 50 Гц).
|