Price Zone onlineновостистатьипрайсыкаталогобъявленияфорум

  

 Компьютерная техника
 Комплектующие, периферия
 Сетевое оборудование
 Оргтехника
 Расходные материалы
 Техника связи
 Интернет, услуги, ПО
каталог товаров
Сайт обновлен: 18.11.2014




Обзор ATI Radeon 9700 Pro
13.02.2003
Обзор ATI Radeon 9700 Pro

ATI Radeon 9700 Pro уже несколько месяцев присутствует на рынке и имеет неплохие шансы захватить лидерство в сегменте графических 3D-ускорителей, несмотря на ожидаемый выход конкурента в лице NV30 от nVidia. Новый чип от ATI является первым образчиком новейших акселераторов, отличающихся от предыдущего поколения именно на функциональном уровне, а не на уровне производительности, которая всего лишь следующая ступенька в эволюции акселераторов, хотя и довольно высокая

С выходом R300 ATI надеется не просто захватить лидерство на рынке, а стать рулевым отрасли. Новое название должно символизировать не только качественно иной уровень производительности и функциональности чипа, но и новый уровень компании. Посмотрев на Radeon 9700, мы увидим следующее:

  • примерно 110 млн. транзисторов при 0.15-микронном процессе производства;
  • чип в корпусе типа Flip-Chip;
  • частота работы ядра 325 МГц;
  • частота работы DDR-памяти 310 МГц (возможна поддержка DDR II);
  • шина памяти 256 бит (4 контроллера по 64 бита);
  • AGP 8x;
  • полная поддержка DirectX9;
  • четыре конвейера вершинных шейдеров;
  • восемь пиксельных конвейеров с одним текстурным блоком на каждом;
  • технология HyperZ III;
  • технология VideoShader;
  • встроенные TV-Out, TDMS трансмиттер и два RAMDAC (400 МГц).

Канадцам не пришлось форсировать разработку и доводить до ума решения, способные работать при 0.13-микронном техпроцессе. Подобный аврал чреват не только обильными финансовыми затратами, но и всевозможными мелкими ошибками, всплывающими в самый неподходящий момент и портящими имидж. Но у этого подхода есть и масса минусов. Это и сложность производства чипов со 110 млн. транзисторов, и заметно возросшее энергопотребление, да и себестоимость чипов, изготовленных по 0.15-микронным технологическим нормам не внушает оптимизма. Хотя проблему повышенного энергопотребления канадцы решили просто. Не хватает питания от AGP-слота? Подведем энергию извне. Для этого на видеокарте имеется стандартный разъем питания.

Память

Несомненно, 256-разрядная шина – это хорошо. При частоте 310 МГц пропускная способность DDR-памяти вплотную приближается к 20 Гбайт/с. Но еще больше радует то, что и ATI наконец-то перешла на применение четырех контроллеров. Однако у этого решения есть и недостатки – скажем, повышенные требования к качеству чипов памяти. Но в многопоточных задачах (надеюсь, никто не сомневается, что тенденция развития программных продуктов именно такова?) плюсы, бесспорно, перевешивают.

Скажем еще пару слов о HyperZ III. Это усовершенствованная (при том, что и предшественница была очень эффективна) технология экономии пропускной способности памяти. Она основана на разбиении буферов на блоки, которые можно передавать в сжатом виде с распаковкой по месту получения. Также есть возможность быстрого сброса флагов Z-буфера за счет обработки не каждого пикселя, а блока очистки.

DirectX 9

Официальный релиз DirectX 9 вышел совсем недавно, так что говорить о его полной поддержке чипом Radeon 9700 пока преждевременно. Хотя производители «железа», как правило, закладывают в свои продукты возможности, перекрывающие требования оригинальных спецификаций от Microsoft. Поэтому дальше мы рассмотрим реализацию DirectX 9 в Radeon 9700, а не сами спецификации.

Несомненно, самое важное нововведение – это возможность управления потоком инструкций с помощью условных переходов, циклов и подпрограмм, обрабатывать которые будут четыре конвейера вершинных шейдеров (предыдущий лидер – GeForce 4 Ti – имеет в своем арсенале только два), что, конечно же, дает преимущества новинке.

Пиксельные шейдеры получили немного больше. Хотя по-прежнему нельзя управлять потоком инструкций, этот недостаток представляется лишь ложкой дегтя (пусть и достаточно большой) в бочке меда, когда узнаешь о возможности использования чисел с плавающей запятой 64- и 128-битной точности (по 16 и 32 бита соответственно на каждый цветовой и альфа-канал). Человеческий глаз физически не способен уловить столько цветов, сколько можно отобразить, используя новые форматы. Но эти «незаметные излишки» позволят производителям программных продуктов добиться большей реалистичности при создании сложных эффектов.

А вот с пиксельными конвейерами в R300 сделали что-то труднообъяснимое. Их количество увеличили вдвое – с четырех до восьми, но текстурные блоки урезали до одного на конвейер (хотя в сумме их осталось столько же, сколько и в R200, – восемь). А значит, при закраске «канадец» может частенько притормаживать только из-за того, что конвейер будет простаивать в ожидании результатов от единственного текстурника.

Зато можно вспомнить о PR. К количеству текстурных блоков он, скорее всего, отношения не имеет (хотя по Сети гуляют слухи о новом подходе ATI к организации взаимодействия «конвейер – текстурник», о котором компания просто не хочет распространяться до поры до времени, и это уже явный пиар). А вот полная поддержка новой версии DirectX является чисто рекламным ходом. Ожидать массового внедрения DirectX 9 на данный момент не приходится. Зачем игростроителю тратиться на создание эффектов, наличие которых смогут оценить лишь единицы (в масштабе всего рынка)? Так что данному чипу эта разрекламированная поддержка вряд ли понадобится скоро. Можно смело сказать, что к тому моменту Radeon 9700 успеет морально устареть, то есть окажется примерно в той же ситуации, в какой сейчас находится GeForce 3.

Анизотропная фильтрация

Долго, очень долго ругали ATI за их реализацию этой функции. Конечно, она была быстрее, чем аналогичная от NVIDIA, но и качество было пониже. И дело тут вовсе не в «избирательности» драйвера, которому позволяли самостоятельно определять целесообразность включения анизотропной фильтрации. На самом деле, основные претензии сводились к двум моментам.

Во-первых, уроженцы Торонто использовали для получения цвета пикселя билинейные сэмплы, а не трилинейные, как это делали чипы американцев. Но, отныне, пользователь сам может установить в драйверах более подходящий ему способ. В пункте «Анизотропная фильтрация» теперь есть выбор между вариантом «Производительность» (используется соответствующее количество предварительно отфильтрованных билинейных сэмплов) и «Качество» (трилинейные сэмплы).

Во-вторых, предыдущие продукты в силу особенностей алгоритма не хотели работать над поверхностями, расположение которых близко к 45 градусам. Точнее, они-то работали, да вот только результаты этой работы визуально были практически незаметны. Усовершенствованный алгоритм позволил наконец-то избавиться и от этого недостатка.

Антиалиасинг

Еще одно коренное изменение в технологической политике компании ATI. В настоящее время в сфере полноэкранного сглаживания главенствуют два подхода: более простой в реализации, но не слишком в производительный суперсэмплинг (который и исполняли предыдущие чипы канадской компании) и более прогрессивный, но уступающий первому в качестве картинки мультисэмплинг (которым баловали пользователей продукты Nvidia).

Напомню, что антиалиасинг, или сглаживание, – это смягчение неровностей, так называемых «ступенек» в таких графических элементах, как диагональные линии, кривые и окружности. Radeon 9700 реализует эту функцию, сочетая оба подхода: для большей части сцены используется «дешевый» мультисэмплинг, а когда нужно обработать полупрозрачную текстуру (с альфа-каналом), чип переключается на дотошный суперсэмплинг. И волки сыты, и овцы… хм… ну, по крайней мере, их все еще много. Так нам было обещано. Правда, выяснилось, что браться за «проржавевший» суперсэмплинг R300 не желает. По крайней мере, заставить его сделать это пока не получается…

Всякая «всячина»

Отнесем в этот раздел давно известную технологию ATI TruForm, суть которой состоит в динамическом изменении количества полигонов, образующих объект. Понятно, что на еле заметную фигурку человека на заднем плане не стоит тратить производственные мощности в том объеме, которого требует обработка оригинальной модели, так что можно сильно уменьшить количество составляющих его треугольников – никто и не заметит. В производительности выиграем, не потеряв в качестве. И наоборот, при обработке лица, показанного крупным планом, можно выделить модели побольше полигонов, чем было изначально, – все равно лицо занимает подавляющую часть сцены, и обрабатывать кроме него нечего. Выиграем в качестве, не потеряв в производительности.

Сюда же добавим известную со времени презентации Matrox Parhelia технологию Hardware Displacement Mapping (у R300 она логически входит в состав TruForm 2.0), которая, как и предыдущая «изюминка», влияет на геометрию сцены. При ее использовании на объект накладывается карта высот (помните, как на географических картах изображают горы с линиями высот, тут то же самое). При этом появляется возможность создавать сложные сцены с относительно малыми потерями в скорости их обработки. В принципе, Hardware Displacement Mapping входит (по крайней мере, должна входить) в спецификации DirectX 9, но почему-то терзают смутные сомнения по поводу перспектив использования этой интересной «всячины».

TruForm тоже заманчива, да вот только кроме ATI ее никто не воплощает в «железе». Одно время Nvidia позволяла своим чипам эмулировать эту функцию, но из-за диких потерь в производительности, плохо сказывающихся на имидже, быстро забросила эту идею. А потому и серьезной поддержки от игростроителей не наблюдается. К сожалению.

Еще одна интересная новинка от ATI – технология VideoShader. Теперь появилась возможность взвалить на окрепшие плечи пиксельных шейдеров некоторые задачи по декодированию видео. Интересно это по большей части тем, что мы наблюдаем начало использования шейдерных блоков для решения не предназначенных специально для них проблем. Можно предположить, что вскоре они обретут статус полноценных процессоров и будут обрабатывать все более сложные и разнообразные задачи. Да и наметки языков программирования высокого уровня (Си-подобные) для этого стали вылезать как грибы после дождя – CineFX и Cg от Nvidia, HLSL от Microsoft и RenderMonkey от ATI.

Пожалуй, во всячину занесем и новый формат выходного сигнала. Опять вспоминаем Matrox Parhelia, а точнее, технологию GigaColor. Несмотря на наши опасения, ее поддержали. По крайней мере, ATI. Напомню, что в этом формате на каждый канал цвета выделяется не по восемь бит, как сейчас, а по десять. Честно говоря, ценность этой технологии сомнительна, поскольку мы с вами не увидим «лишних» цветов. Возможно, она найдет применение в аналоговых мониторах, для которых подобного рода запас прочности всегда полезен.

Ну и до кучи укажем на откровенно пиаровскую «всячину» – поддержку протокола AGP 8х. Откровенно говоря, сия новинка нужна сегодня видеокартам как собаке пятая нога. Но это становится модно, а значит, наличие поддержки AGP 8х положительно скажется сами знаете на чем…

Вместо заключения

Надо признать, что Radeon 9700 получился очень хорошим и перспективным. На некоторые результаты его тестирования можно посмотреть в нашей предыдущей статье (PZ#2(133)). Помимо рассмотренного варианта Pro, свет увидят просто Radeon 9700, Radeon 9500 Pro и Radeon 9500. Первый полностью идентичен «нашему», но работает на пониженных (вернее, это у Pro они завышены) частотах – 275МГц/270МГц DDR. А вот с 9500 надо разобраться подробнее.

В версии 9500 Pro по сравнению с 9700 (обычным) шина памяти урезана до 128 бит, и максимальный объем локальной памяти сокращен до 128 Мбайт против 256. Но в остальном – все то же самое. А вот в стандартном Radeon 9500 в «дополнение» вырезали половину пиксельных конвейеров (осталось четыре), при этом оставив только один текстурник на каждом, «плюс» максимальный объем локальной памяти сократили до 64 Мбайт. Правда, поддержка DirectX 9 сохранилась во всех вышеназванных чипах. Как видите, нам предоставили весьма широкий выбор. Осталось только не забыть, что где.

Все это должно внушать оптимизм поклонникам канадской компании. На данный момент она, несомненно, правит на графическом рынке. Но все же на душе у боссов ATI неспокойно. Темной тучей висит над ними NV30 (о нем мы писали в прошлой статье). Демонстрационная карта на этом чипе в большинстве тестов обгоняет своего конкурента от ATI, но сохранится ли такая расстановка сил и в коммерческих продуктах – сказать трудно. Разразится ли гроза, или все ограничится легким дождиком, мы пока не знаем. Остается только гадать и ждать сражения, которое обещает стать самым серьезным за всю историю борьбы ATI и NVIDIA.


 Статьи
12.02.2007 Исследования Intel приближают наступление эры тера-вычислений
29.01.2007 Прорыв Intel в технологии создания транзисторов
28.11.2006 Intel IDF 2006 Киев: третье пришествие
15.11.2006 Корпорация Intel положила начало эпохе четырехъядерных процессоров
01.11.2006 Есть Интернет - есть телефон
27.09.2006 Intel разрабатывает опытные микросхемы с производительностью порядка терафлоп
26.09.2006 Процессор Intel Core 2 Duo открывает новый этап в развитии компьютерного рынка Украины
13.09.2006 Wi-Fi - быстро, удобно, престижно
27.07.2006 Wi-Fi завоевывает Одессу
14.09.2005 "Путешествие" вместе с Intel успешно завершилось
07.06.2005 IDF 2005 по-киевски
27.04.2005 Дни компьютерных знаний Intel в Одессе
29.10.2004 "Все звенья одной сети" от Микродаты
12.10.2004 "Даешь лазерную печать!" - выиграли все
04.10.2004 "Прэксим Д" 10 лет - первые!
01.09.2004 Юбилейный дилерский форум от компании "ТиД"
25.08.2004 Выставка на старте
20.07.2004 Новая платформа Intel LGA775
06.07.2004 Путевое цифрошествие
29.06.2004 Intel: на пути к цифровому дому
08.06.2004 Передовые технологии - каждому студенту
30.04.2004 IDF в Украине - катализатор технологического прогресса
20.04.2004 В преддверии киевского IDF Spring 2004
20.04.2004 Пишите письма с запахом
16.04.2004 RFID: революция в области розничной торговли
07.04.2004 Страдания по IRQ
30.03.2004 Новый чипсет nVidia nForce3-250 для процессоров Athlon 64
24.03.2004 Wi-Fi: будущее беспроводных технологий
18.03.2004 IDF Spring 2004
17.03.2004 Принтеры - новая жизнь привычных технологий
02.03.2004 Что год текущий нам готовит?
24.02.2004 Ультрапортативные ПК: золотая середина
17.02.2004 Цифровая фотография как массовое явление
11.02.2004 Внешний интерфейс Serial ATA: первые факты
11.02.2004 Итоги 2003 года - процессоры, вчера и завтра
11.02.2004 Intel Prescott: первый взгляд
24.12.2003 Высокотехнологичные подарки к Новому Году
16.12.2003 Intel - 10 лет в Украине
26.11.2003 Обзор современных barebone-систем
25.11.2003 Современные интегрированные аудиорешения (часть вторая)
05.11.2003 Визит Крейга Барретта в Украину
15.10.2003 Ионизаторы - друзья компьютерщиков
14.10.2003 Выбор картриджа для лазерного принтера
07.10.2003 Руководство пользователя ноутбука
30.09.2003 Семинар Intel "Современные технологии для малого и среднего бизнеса"
30.09.2003 Особенности национальной выставки. КБО 2003 и REX2003
23.09.2003 Сравнение мобильных телефонов среднего класса с цветными экранами
16.09.2003 Обзор карманных многофункциональных компьютеров
10.09.2003 Программа мероприятий в рамках выставок "Управление и автоматизация" и "Компьютер. Банк. Офис"
10.09.2003 Обзор современных цифровых видеокамер
02.09.2003 Современные интегрированные аудиорешения
27.08.2003 Создание видео с помощью кодека DivX
19.08.2003 D-VHS: замена DVD или мертворожденный формат?
12.08.2003 Нанотрубки: игры атомами
22.07.2003 Нанотехнологии - настоящее и будущее
15.07.2003 Новые дисплейные технологии LCD: сегодня и завтра
11.07.2003 Сравнение форматов DVD-RW и DVD+RW
11.07.2003 Новая линейка чипсетов Intel i865
11.07.2003 PCI Express - шина будущего
11.07.2003 Обзор игровых консолей. Часть 2 - Nintendo 64, GameCube и GameBoy, Sega Dreamcast
11.07.2003 Обзор игровых консолей. Часть 1 - Microsoft XBox, Sony PlayStation 2
11.07.2003 Операционные системы. Часть 9 - Mac OS X
11.07.2003 Операционные системы. Часть 8 - Novell Netware
24.06.2003 Операционные системы. Часть 7 - OS/2
13.06.2003 Операционные системы. Часть 6 - Unix и Linux
04.06.2003 Операционные системы. Часть 5 - Microsoft Windows 2000 и Longhorn
25.04.2003 Операционные системы. Часть 4
22.04.2003 Универсальная автомобильная зарядка для ноутбука от ТиД
22.04.2003 Библиотека CD для 150 дисков Dacal CD-library от ТиД
16.04.2003 Операционные системы. Часть 3
09.04.2003 Операционные системы. Часть 2
04.04.2003 CeBit`2003 (Германия, Ганновер) глазами одесситов
25.03.2003 Операционные системы. Часть 1
25.03.2003 Будущее процессоров
25.03.2003 Будущее процессоров
13.03.2003 Вся правда о разгоне процессоров
04.03.2003 Oбзор современных платформ для процессоров Intel - Pentium 4 и Celeron
04.03.2003 Современные платформы для процессоров AMD
19.02.2003 Новый стандарт памяти DDRII SDRAM
13.02.2003 Обзор ATI Radeon 9700 Pro
04.02.2003 Тестирование nVidia GeForce FX
28.01.2003 Технология Hyper-Threading
24.12.2002 Безопасность сетей
17.12.2002 Семинар компании "ПРЭКСИМ-Д": Современные технологии и решения - путь к надежному и бесперебойному управлению предприятием
05.12.2002 VPN - виртуальные частные сети
26.11.2002 IP-телефония. Обзор технологии
19.11.2002 Интернет без проводов: описание технологий GPRS и 3G
15.11.2002 Семинар MacHOUSE. Новинки на рынке твердых носителей
15.11.2002 Road-show "МУК" и сетевые технологии Cisco
15.11.2002 Описание технологий xDSL
15.11.2002 NOKIA + Unitrade = фирменный магазин Nokia
23.10.2002 Локальные сети. Часть 2 - корпоративные сети
23.10.2002 Локальные сети. Часть 2 - корпоративные сети (продолжение)
15.10.2002 Локальные сети. Часть 1 - домашняя сеть
01.10.2002 Модемы: теория и советы
25.09.2002 Выбор монитора. Часть 3 - ЖК-мониторы
24.09.2002 Выбор монитора. Часть 2 - характеристики и стандарты
10.09.2002 Выбор монитора. Часть 1 - электронно-лучевая трубка
03.09.2002 Источники бесперебойного питания (ИБП). Часть 2 - практическая
28.08.2002 Источники бесперебойного питания (ИБП). Часть 1 - вводная
21.08.2002 Струйные принтеры. Часть 2 - устройства для фото-профессионалов
13.08.2002 Струйные принтеры. Часть 1 - устройства для дома и офиса
06.08.2002 Windows XP: полезные советы
23.07.2002 Покупаем клавиатуру: характеристики клавиатур и советы покупателю
22.07.2002 "Идеальный" компьютер или кое-что о Hammer. Часть вторая: что год грядущий нам готовит
17.07.2002 Обзор манипуляторов. Часть 3 - графические планшеты
16.07.2002 "Идеальный" компьютер или кое-что о Hammer. Часть первая: мечты, мечты...
10.07.2002 Обзор манипуляторов. Часть 2 - джойстики, рули, геймпады
02.07.2002 Обзор манипуляторов. Часть1 - мышиное царство
02.07.2002 Электронное правительство (e-goverment) - МИФ?
26.06.2002 Как выбрать сканер: обзор характеристик сканеров и советы покупателю
19.06.2002 Международный IT-форум и теннисный турнир "Дискавери"
19.06.2002 Описание интерфейса IEEE 1394 FireWire
11.06.2002 Обзор технологии беспроводной связи Bluetooth
06.06.2002 Дилерский форум ТиД или активизация бизнес-усилий "по-тидовски" под Виагру и Боярского
06.06.2002 Современные интерфейсы ПК: USB, FireWire, IrDA, Bluetooth
27.05.2002 Жесткие диски в вопросах и ответах: обзор основных характеристик жестких дисков
23.05.2002 Корпорация Инком: открытие нового офиса в Одессе
23.05.2002 "Скайлайн Электроникс": семинар "Коммерческие системы на платформе AMD"
23.05.2002 "Учимся писать": запись лазерных дисков CD-R/CD-RW
23.05.2002 "Учимся писать": обзор форматов записи CD-R/CD-RW/DVD дисков
22.05.2002 Обзор карт флэш-памяти
24.04.2002 Обзор PDA: "Дружелюбные карманники"
09.04.2002 Правильный домашний кинотеатр... или как разориться на кинопристрастиях
09.04.2002 Домашний кинотеатр на базе компьютера... или как сэкономить на кинопристрастиях
09.04.2002 Обзор видеоформатов MPEG
02.04.2002 Золотой звук. Часть 2 - эволюция стандартов Dolby Laboratories
02.04.2002 CeBIT, 2002 (Ганновер, Германия) - выставка глазами одесситов
26.03.2002 Золотой звук. Часть 1 - обзор звуковых карт
22.03.2002 Толковый словарь 3D-терминов
20.03.2002 Монстры графики: сравнительный обзор современных видеокарт. ( Часть 2: Radeon от ATi )
13.03.2002 Монстры графики: сравнительный обзор современных видеокарт. ( Часть 1: GeForce от nVidia )
06.03.2002 Особенности национальной выставки: HI-Tech 2002
27.02.2002 Новая и незнакомая: Windows XP
23.02.2002 Процессор Pentium 4: обзор и тестирование
23.02.2002 Парад чипсетов: обзор чипсетов для Penium 4
Главная • Новости • Статьи • Прайсы • Каталог • Обьявления • Форум • Список фирм
Price Zonedesigned by TDG