Price Zone onlineновостистатьипрайсыкаталогобъявленияфорум

  

 Компьютерная техника
 Комплектующие, периферия
 Сетевое оборудование
 Оргтехника
 Расходные материалы
 Техника связи
 Интернет, услуги, ПО
каталог товаров
Сайт обновлен: 18.11.2014




Современные интегрированные аудиорешения
02.09.2003
Современные интегрированные аудиорешения

До недавнего времени интегрированному звуку не придавали особого значения. Он просто был. Был неким дополнением к возможностям материнской платы, а посему и рассматривался соответствующе. Тем не менее, незаметно развиваясь, интегрированная аудиоподсистема вскоре вытеснила с рынка все дешевые "звуковухи" и даже вплотную подобралась к серьезным аудиокартам. Интегрированный звук перешел в наступление - это заметно даже невооруженным глазом

Вклад Intel: откуда "ноги растут"

В начале был ISA. ISA родил PCI и вскоре почил. С приходом PCI появились материнские платы, оснащенные собственными интегрированными PCI-аудиоконтроллерами, которые, однако, в силу своей дороговизны особого распространения не получили. Такие аудиоконтроллеры нашли свое место на отдельных звуковых платах. Однако сама идея интегрированного звука витала в воздухе. Вскоре за эту идею ухватилась компания Intel, предложившая возложить функции по обработке звукового контента на центральный процессор компьютера. Было ясно, что процессор, работающий в большинстве задач, как говорится, "в пол силы", справится с дополнительной нагрузкой. Таким образом, отдельным элементом остался лишь блок преобразователей, выполняющий функции согласования с акустическими системами и внешними источниками аудиосигналов. Ряд стандартов и спецификаций Intel, закрепляющих эту идею, был вскоре принят и взят за основу всеми теми компаниями, которые занимались разработкой наборов системной логики и аудиокодеков. Так появилась регламентирующая спецификация AC-Link стандарта AC'97, описывающая последовательный цифровой интерфейс связи аудиоконтроллера с преобразователями. Компании Intel удалось унифицировать цифровую часть, отделив ее от аналоговой. Заметим, что помимо связи с аудиокодеками интерфейс AC-Link обеспечивает взаимодействие с портами AMR и CNR (у VIA - ACR), однако какой-то особой популярности эти разъемы для внешних плат не получили, в результате чего практически перестали появляться в составе современных системных плат.

В спецификации Intel, регламентирующей особенности контроллера ввода-вывода (Input/Output Controller Hub), поддержка последовательного интерфейса AC-Link стала неотъемлемой частью Южного моста всех разрабатываемых чипсетов компании. Точно такого же взгляда решили придерживаться и VIA, и SiS. Но, как говорится, всегда найдется кто-то, кого не устроят рамки стандартов и спецификаций. Таким рационализатором оказалась компания NVIDIA, решившая несколько видоизменить Южный мост, реализовав в некоторых разновидностях своих чипсетов семейства nForce модуль аудиопроцессора (о нем будет рассказано позже).

Совершенно очевидно, что качество звучания интегрированного на системную плату аудио зависит не от цифровой части, а от аналоговой (т.е. от выбранной производителем микросхемы AC'97-кодека). По стандарту AC'97 кодек состоит из двух функциональных блоков. В первом реализован аппаратный цифровой интерфейс с AC-Link, обеспечивающий распределение аудиоданных, и схема управления кодеком. Во втором сосредоточена аналоговая часть, схемы микширования и усиления, обслуживание входных и выходных разъемов. Блоки взаимодействуют между собой посредством преобразователей, которые конвертируют сигналы аналоговой формы в цифровую и обратно.

Казалось бы, если есть достаточно четкая регламентация, то драйвер становится универсальным, т.е. подходящим к любому "кэмплайэнт" кодеку. Однако, несмотря на четкие рамки спецификации, описывающей множество требований, некоторые из них просто рекомендованы к реализации. Так что здесь производитель кодека волен выбирать, какой набор расширенных функций включить, а какой нет. По этой причине мы и видим некоторое разнообразие AC'97-кодеков. К примеру, в микросхему кодека может быть включен усилительный каскад, блок частотных фильтров (для управления тембрами), схема расширения стереобазы (3D Stereo Enhancement), средства согласования с цифровыми (S/PDIF) выходами, и пр. Для управления заложенными в кодек возможностями стандарт AC'97 предусматривает ввод пользовательских команд по универсальной интерфейсной шине GPIO (General Purpose Input/Output). "Ввод" предусматривает варьирование настройками в программной панели управления звуком. Любой кодек должен поддерживать режим каскадирования (наращивания) кодеков. К примеру, в некоторых аппаратных средствах мультиканальность достигается путем простого сопряжения нескольких стереокодеков, а чтобы какой-то конкретный кодек "знал", что данный аудиоконтент предназначается для него, кодеку присваивается уникальный идентификатор. Именно по такому принципу построены все платы расширения, на которые производители выносят разъемы для подключения тыловых каналов и сабвуфера.

Заметим, что сколь-либо интересные и функциональные кодеки на материнских платах практически не встречаются. Производители системных плат зачастую выбирают те кодеки, стоимость которых кажется им более привлекательной.

Realtek ALC650 - самый популярный кодек

Именно эта микросхема используется абсолютным большинством производителей материнских плат. ALC650 представляет собой 18-бит полнодуплексный шестиканальный AC'97-кодек, разработанный специально для мультимедийных систем на базе ПК. Понятно, что в данном контексте словосочетание "разработанный для" как-то заведомо говорит о невысоком классе сего кодека, об ориентированности его на потребительский сегмент рынка (low-end). Однако сегодняшний low-end не чета тому, что был вчера. Судите сами, заявленное производителем соотношение сигнал/шум для него составляет 90 дБ, что довольно-таки неплохо для "массового" кодека. В его схеме предусмотрено три пары стереовыходов с независимой регулировкой громкостью. Кодек оснащен собственным усилителем (50 мВ / 20 Ом) для головных телефонов, что сокращает список использующихся электронных компонентов платы, и, следственно, снижает общую себестоимость. Конечно, вариант интегрирования усилителя в один DIP-корпус выгоден только с точки зрения производства. Из отрицательных черт такого подхода можно выделить дополнительный нагрев микросхемы и ухудшение качества звучания вследствие взаимных наводок внутрикорпусных элементов. Однако два главных достоинства ALC650 (с точки зрения производителей системных плат), - низкая стоимость и совместимость с громадным списком чипсетов, перекрывают все основные недостатки. Кодек также хорошо работает с Intel 810/815/820/845, как и с чипсетами от VIA/SIS/ALI.

Кодек Realtek ALC650 составляет наиболее сильную конкуренцию многим аналогичным микросхемам от других производителей. Совершенно очевидно, чтобы какой-то другой микросхеме достичь большей или хотя бы такой же популярности, ее производителю необходимо предоставить не только больше функциональных возможностей, но и обеспечить высокое качество звучания за гораздо меньшие деньги. А это, пожалуй, уже из области фантастики. Как бы то ни было, новые разработки кодеков появляются, а проблемы конкурентоспособности решаются путем применения данных микросхем в системных платах самих производителей кодеков. Яркий пример - компания VIA.

Решения VIA: "виниловое" аудио

Данная компания, больше известная как разработчик системной логики, выпустила за последние два года столько проектов, сколько иной производитель выдает за все время своего существования. Секрет освоения новых территорий VIA прост. После покупки ICEnsemble, компании специализирующейся на производстве аудиоконтроллеров, VIA создала специальное подразделение, которое и занялось аудиопроектами. Для VIA Apollo KT400 компания разработала комбинацию программно-аппаратных аудиорешений, присвоив проекту оригинальное название Vinyl Audio (для микросхемы VT1616 - "Vinyl Audio Six-TRAC", для VT1616A - "Vinyl Audio"). Новый Южный мост VIA VT8235, в который включен полный коммуникационный пакет, характеризуется также поддержкой шестиканального Surround Sound AC'97 посредством цифрового интерфейса AC-Link. В части обеспечения звука VT8235 не оснащен собственным модулем APU, какой мы видим у NVIDIA nForce, и по сей причине он проигрывает последнему во многих сервисных возможностях. Кроме того, отсутствие аппаратной обработки аудиопотоков отражается на общем снижении быстродействия компьютера.

Каким бы ни был Южный мост, он является лишь цифровой частью интегрированной аудиоподсистемы. Обеспечение качества звучания целиком ложится на аналоговые элементы, располагающиеся на "другой стороне Моста". Желание любого производителя - как можно шире использовать свою элементную базу при проектировании, было воплощено в разработке собственного AC'97-кодека, микросхемы VT1616. Именно им VIA, так сказать, "замкнула круг" от KT400 и VT8235 к аудиовходам/выходам через VT1616. Кодек сочетает в себе как АЦП, так и ЦАП и может конкурировать с наиболее популярным на сегодняшний день кодеком Realtek ALC650.

VT1616 может одновременно преобразовывать шесть аудиоканалов с разрешением 18 бит. Для своего нового кодека VIA заявляет соотношение сигнал/шум порядка 97 дБ, если он работает в качестве компонента отдельной аудиокарты (в этом случае предполагается, что VT1616 работает в паре с аудиоконтроллером VIA Envy24). В "шумном" окружении материнской платы заявленное соотношение SNR достигает лишь 90 дБ (что далеко неплохо для low-end-кодека). Для достижения определенной чистоты сигналов, а также для уменьшения выделения тепла в схеме VT1616 отсутствует встроенный усилитель для наушников, ввиду чего маркетологи VIA назвали эту архитектуру "CoolAmp".

Схема VT1616 способна осуществлять аппаратный даунмиксинг каналов, что, в свою очередь, снимает нагрузку с центрального процессора компьютера. Памятуя о том, что маркетологи VIA зря свой хлеб не едят, на сайте компании можно обнаружить название и для этой технологии - DualMax (скромно и как-то туманно). Проще говоря, DualMax представляет собой технологию объемного звучания, с помощью которой мультиканальный контент виртуализируется для последующего воспроизведения через наушники или пару колонок, что немаловажно в первую очередь для геймера. Стоит заметить, что у подавляющего большинства стандартных аудиокодеков эта функция реализуется программно. Производитель уверяет, что преимущества аппаратного подхода легко ощутимы на слух: звук более чист и насыщен, не в ущерб качеству звучания. Более того, VIA заявляет, что те платы, в которых используется VT1616 могут продуцировать звук более высокого качества, нежели платы на nForce2 с "массовыми" кодеками. Как всегда нам не объяснили подробно, какие именно кодеки имелись в виду, но очевидно намек был на Realtek ALC650.

Путь NVIDIA: интегрированному APU быть!

И все же, несмотря на то, что с приходом интегрированного аудио практически все функции по обработке звука легли на центральный процессор компьютера, работы над созданием дополнительного аудиопроцессора не прекращались. Компанией NVIDIA был предложен модуль аудиопроцессора (APU; Audio Processor Unit), интегрированный в Южный мост набора микросхем nForce. На сегодняшний день аудиопроцессор от NVIDIA не только составляет реальную конкуренцию звуковой карте Creative Audigy2, но в реализации некоторых функций он ее даже превосходит.

Предложение NVIDIA родило спрос со стороны компании Microsoft, выбравшей nForce APU для игровой приставки X-Box. Наверное, это далеко не случайно, ведь наряду с мощной аппаратной частью, аудиопроцессор обеспечивает поддержку большого списка программных интерфейсов, использующихся в современных играх: DirectSound, DS3D, EAX 1.0, EAX 2.0, I3DL2, ASIO и OpenAL. Как видим, здесь отсутствует лишь поддержка EAX 3.0 (EAX Advanced HD), но на сегодняшний день, данный API доступен лишь для звуковой карты Audigy2.

В классификации NVIDIA, устройства, отвечающие за обработку аудиовизуального контента, а также за обеспечение коммуникационных возможностей, носят название "Media and Communication Processors" (сокращенно MCP). Южные мосты nForce MCP, оснащенные модулем APU и SoundStorm, являются своего рода "мостами" между играми и реальностью. Будучи частью чипсета, модуль APU использует пять внутренних процессоров для обработки аудиопотоков.

Оба аудиопроцессора NVIDIA APU и SoundStorm поддерживают 256 голосов 2D и 64 голоса 3D, 32 аппаратных субмикшера, ускорение DLS2, поголосный параметрический эквалайзер, эффекты прохождения взаимодействия звука с препятствиями, эффекты ближайшего поля и другие. Кроме того NVIDIA SoundStorm реализует аппаратное кодирование Dolby Digital.

Не все разновидности южного моста MCP оснащены собственным модулем APU (хотя все они очень похожи друг на друга). На сегодняшний день различают три модификации чипсетов NVIDIA nForce MCP:

  • MCP - как nForce1, так и nForce2 с индексом MCP поставляются без APU (их основное отличие: nForce MCP поддерживает интерфейс USB 1.1, nForce2 MCP - USB 2.0);
  • MCP-D - nForce1 с включенным в него модулем APU (поддерживает USB 1.1);
  • MCP-T - чипсет nForce2 с включенным в него модулем APU (также включены поддержки интерфейсов FireWire и DualNet).

Заключение

Аппаратная реализация ряда функций аудиоподсистемы существенно разгружает центральный процессор, высвобождая его ресурсы на выполнение задач другого рода. В части качества звучания - пока что многие отдельные аудиокарты превосходят по своим характеристикам интегрированное аудио. Причина тут ясна: пока производители системных плат предпочитают использовать наиболее дешевые преобразователи, пока они мало заботятся об экранировании особо чувствительных звуковых трактов, экономя на всем чем можно, - пользователь волей-неволей задумывается о приобретении отдельной звуковой карты, несмотря на присутствие в его компьютере интегрированного звука.


 Статьи
12.02.2007 Исследования Intel приближают наступление эры тера-вычислений
29.01.2007 Прорыв Intel в технологии создания транзисторов
28.11.2006 Intel IDF 2006 Киев: третье пришествие
15.11.2006 Корпорация Intel положила начало эпохе четырехъядерных процессоров
01.11.2006 Есть Интернет - есть телефон
27.09.2006 Intel разрабатывает опытные микросхемы с производительностью порядка терафлоп
26.09.2006 Процессор Intel Core 2 Duo открывает новый этап в развитии компьютерного рынка Украины
13.09.2006 Wi-Fi - быстро, удобно, престижно
27.07.2006 Wi-Fi завоевывает Одессу
14.09.2005 "Путешествие" вместе с Intel успешно завершилось
07.06.2005 IDF 2005 по-киевски
27.04.2005 Дни компьютерных знаний Intel в Одессе
29.10.2004 "Все звенья одной сети" от Микродаты
12.10.2004 "Даешь лазерную печать!" - выиграли все
04.10.2004 "Прэксим Д" 10 лет - первые!
01.09.2004 Юбилейный дилерский форум от компании "ТиД"
25.08.2004 Выставка на старте
20.07.2004 Новая платформа Intel LGA775
06.07.2004 Путевое цифрошествие
29.06.2004 Intel: на пути к цифровому дому
08.06.2004 Передовые технологии - каждому студенту
30.04.2004 IDF в Украине - катализатор технологического прогресса
20.04.2004 В преддверии киевского IDF Spring 2004
20.04.2004 Пишите письма с запахом
16.04.2004 RFID: революция в области розничной торговли
07.04.2004 Страдания по IRQ
30.03.2004 Новый чипсет nVidia nForce3-250 для процессоров Athlon 64
24.03.2004 Wi-Fi: будущее беспроводных технологий
18.03.2004 IDF Spring 2004
17.03.2004 Принтеры - новая жизнь привычных технологий
02.03.2004 Что год текущий нам готовит?
24.02.2004 Ультрапортативные ПК: золотая середина
17.02.2004 Цифровая фотография как массовое явление
11.02.2004 Внешний интерфейс Serial ATA: первые факты
11.02.2004 Итоги 2003 года - процессоры, вчера и завтра
11.02.2004 Intel Prescott: первый взгляд
24.12.2003 Высокотехнологичные подарки к Новому Году
16.12.2003 Intel - 10 лет в Украине
26.11.2003 Обзор современных barebone-систем
25.11.2003 Современные интегрированные аудиорешения (часть вторая)
05.11.2003 Визит Крейга Барретта в Украину
15.10.2003 Ионизаторы - друзья компьютерщиков
14.10.2003 Выбор картриджа для лазерного принтера
07.10.2003 Руководство пользователя ноутбука
30.09.2003 Семинар Intel "Современные технологии для малого и среднего бизнеса"
30.09.2003 Особенности национальной выставки. КБО 2003 и REX2003
23.09.2003 Сравнение мобильных телефонов среднего класса с цветными экранами
16.09.2003 Обзор карманных многофункциональных компьютеров
10.09.2003 Программа мероприятий в рамках выставок "Управление и автоматизация" и "Компьютер. Банк. Офис"
10.09.2003 Обзор современных цифровых видеокамер
02.09.2003 Современные интегрированные аудиорешения
27.08.2003 Создание видео с помощью кодека DivX
19.08.2003 D-VHS: замена DVD или мертворожденный формат?
12.08.2003 Нанотрубки: игры атомами
22.07.2003 Нанотехнологии - настоящее и будущее
15.07.2003 Новые дисплейные технологии LCD: сегодня и завтра
11.07.2003 Сравнение форматов DVD-RW и DVD+RW
11.07.2003 Новая линейка чипсетов Intel i865
11.07.2003 PCI Express - шина будущего
11.07.2003 Обзор игровых консолей. Часть 2 - Nintendo 64, GameCube и GameBoy, Sega Dreamcast
11.07.2003 Обзор игровых консолей. Часть 1 - Microsoft XBox, Sony PlayStation 2
11.07.2003 Операционные системы. Часть 9 - Mac OS X
11.07.2003 Операционные системы. Часть 8 - Novell Netware
24.06.2003 Операционные системы. Часть 7 - OS/2
13.06.2003 Операционные системы. Часть 6 - Unix и Linux
04.06.2003 Операционные системы. Часть 5 - Microsoft Windows 2000 и Longhorn
25.04.2003 Операционные системы. Часть 4
22.04.2003 Универсальная автомобильная зарядка для ноутбука от ТиД
22.04.2003 Библиотека CD для 150 дисков Dacal CD-library от ТиД
16.04.2003 Операционные системы. Часть 3
09.04.2003 Операционные системы. Часть 2
04.04.2003 CeBit`2003 (Германия, Ганновер) глазами одесситов
25.03.2003 Операционные системы. Часть 1
25.03.2003 Будущее процессоров
25.03.2003 Будущее процессоров
13.03.2003 Вся правда о разгоне процессоров
04.03.2003 Oбзор современных платформ для процессоров Intel - Pentium 4 и Celeron
04.03.2003 Современные платформы для процессоров AMD
19.02.2003 Новый стандарт памяти DDRII SDRAM
13.02.2003 Обзор ATI Radeon 9700 Pro
04.02.2003 Тестирование nVidia GeForce FX
28.01.2003 Технология Hyper-Threading
24.12.2002 Безопасность сетей
17.12.2002 Семинар компании "ПРЭКСИМ-Д": Современные технологии и решения - путь к надежному и бесперебойному управлению предприятием
05.12.2002 VPN - виртуальные частные сети
26.11.2002 IP-телефония. Обзор технологии
19.11.2002 Интернет без проводов: описание технологий GPRS и 3G
15.11.2002 Семинар MacHOUSE. Новинки на рынке твердых носителей
15.11.2002 Road-show "МУК" и сетевые технологии Cisco
15.11.2002 Описание технологий xDSL
15.11.2002 NOKIA + Unitrade = фирменный магазин Nokia
23.10.2002 Локальные сети. Часть 2 - корпоративные сети
23.10.2002 Локальные сети. Часть 2 - корпоративные сети (продолжение)
15.10.2002 Локальные сети. Часть 1 - домашняя сеть
01.10.2002 Модемы: теория и советы
25.09.2002 Выбор монитора. Часть 3 - ЖК-мониторы
24.09.2002 Выбор монитора. Часть 2 - характеристики и стандарты
10.09.2002 Выбор монитора. Часть 1 - электронно-лучевая трубка
03.09.2002 Источники бесперебойного питания (ИБП). Часть 2 - практическая
28.08.2002 Источники бесперебойного питания (ИБП). Часть 1 - вводная
21.08.2002 Струйные принтеры. Часть 2 - устройства для фото-профессионалов
13.08.2002 Струйные принтеры. Часть 1 - устройства для дома и офиса
06.08.2002 Windows XP: полезные советы
23.07.2002 Покупаем клавиатуру: характеристики клавиатур и советы покупателю
22.07.2002 "Идеальный" компьютер или кое-что о Hammer. Часть вторая: что год грядущий нам готовит
17.07.2002 Обзор манипуляторов. Часть 3 - графические планшеты
16.07.2002 "Идеальный" компьютер или кое-что о Hammer. Часть первая: мечты, мечты...
10.07.2002 Обзор манипуляторов. Часть 2 - джойстики, рули, геймпады
02.07.2002 Обзор манипуляторов. Часть1 - мышиное царство
02.07.2002 Электронное правительство (e-goverment) - МИФ?
26.06.2002 Как выбрать сканер: обзор характеристик сканеров и советы покупателю
19.06.2002 Международный IT-форум и теннисный турнир "Дискавери"
19.06.2002 Описание интерфейса IEEE 1394 FireWire
11.06.2002 Обзор технологии беспроводной связи Bluetooth
06.06.2002 Дилерский форум ТиД или активизация бизнес-усилий "по-тидовски" под Виагру и Боярского
06.06.2002 Современные интерфейсы ПК: USB, FireWire, IrDA, Bluetooth
27.05.2002 Жесткие диски в вопросах и ответах: обзор основных характеристик жестких дисков
23.05.2002 Корпорация Инком: открытие нового офиса в Одессе
23.05.2002 "Скайлайн Электроникс": семинар "Коммерческие системы на платформе AMD"
23.05.2002 "Учимся писать": запись лазерных дисков CD-R/CD-RW
23.05.2002 "Учимся писать": обзор форматов записи CD-R/CD-RW/DVD дисков
22.05.2002 Обзор карт флэш-памяти
24.04.2002 Обзор PDA: "Дружелюбные карманники"
09.04.2002 Правильный домашний кинотеатр... или как разориться на кинопристрастиях
09.04.2002 Домашний кинотеатр на базе компьютера... или как сэкономить на кинопристрастиях
09.04.2002 Обзор видеоформатов MPEG
02.04.2002 Золотой звук. Часть 2 - эволюция стандартов Dolby Laboratories
02.04.2002 CeBIT, 2002 (Ганновер, Германия) - выставка глазами одесситов
26.03.2002 Золотой звук. Часть 1 - обзор звуковых карт
22.03.2002 Толковый словарь 3D-терминов
20.03.2002 Монстры графики: сравнительный обзор современных видеокарт. ( Часть 2: Radeon от ATi )
13.03.2002 Монстры графики: сравнительный обзор современных видеокарт. ( Часть 1: GeForce от nVidia )
06.03.2002 Особенности национальной выставки: HI-Tech 2002
27.02.2002 Новая и незнакомая: Windows XP
23.02.2002 Процессор Pentium 4: обзор и тестирование
23.02.2002 Парад чипсетов: обзор чипсетов для Penium 4
Главная • Новости • Статьи • Прайсы • Каталог • Обьявления • Форум • Список фирм
Price Zonedesigned by TDG