Обзор видеоформатов MPEG
В далеком 1988 году был основан
комитет Moving Pictures Expert Group,
аббревиатура которого - MPEG
известна теперь любому. В этом же
году была начата разработка
формата MPEG-1, который в
окончательном виде был выпущен в
1993 году. Первые видеодиски и
спутниковые телепередачи в
формате MPEG-1 казались чудом - такое
качество при таком относительно
низком битрейте. Сжатое цифровое
видео имело качество
сопоставимое с качеством
бытового видеомагнитофона и
имело по сравнению с аналоговыми
носителями массу преимуществ.
Максимальная скорость пересылки
потока данных у MPEG-1 была
ограничена 150 Кб/сек., что
соответствует одной скорости CD-ROM.
Низкий битрейт накладывал
ограничение и на разрешение
картинки, наиболее популярными из
которых стали формат SIF 352х240, 30
кадров в секунду и урезанный
формат PAL/SECAM 352х288, 25 кадров в
секунду. Для записи одного
видеофильма обычно требовалось 2
диска CD-ROM, что было не очень
удобно.
Но прогресс в области цифрового
видео шел, и вскоре появился новый
формат MPEG-2, который являлся не
революционным, а скорее,
эволюционным форматом, возникнув
в результате переделки MPEG-1 под
нужды заказчиков По сравнению с
MPEG-1 в формате MPEG-2 изменения
коснулись алгоритмов квантования,
а его битрейт составляет от 2 до 9
Мбит в секунду. Степень сжатия MPEG-2
значительно выше, чем у MPEG-1.
Разрешение изображения и
количество кадров в секунду
значительно больше, так как
именно высокое качество при
разумном битрейте и было той
основной целью, которую поставили
перед комитетом MPEG заказчики.
Именно благодаря MPEG-2 и стало
возможно появление телевидения
высокого разрешения - HDTV, в
котором изображение намного
четче, чем у обычного телевидения.
Таким образом, из-за высокого
битрейта на обычный диск CD в
среднем может уместиться 20-минутная
видеозапись в формате MPEG-2. С
появлением первых DVD-проигрывателей,
обладающих колоссальной емкостью
и относительно доступной ценой,
MPEG-2, что вполне естественно был
выбран в качестве основного
формата компрессии видеоданных
за его высокое качество и высокую
степень сжатия. Поэтому MPEG-2
сейчас ассоциируется в первую
очередь с DVD-дисками. Типичный
размер кадра для DVD фильма в
видеостандарте PAL/SECAM составляет
720*576, при 25 кадрах в секунду, или
640*480 при 30 кадрах в секунду в
стандарте NTSC. При записи на DVD-диск
используются новые цифровые
системы многоканального звука Dolby
Digital и DTS, которые позволяют
записать 5 (а в перспективе - даже 7)
полностью независимых звуковых
каналов с полной полосой звуковых
частот 20-20000 кГц плюс один
дополнительный низкочастотный
канал для сабвуфера (поэтому эти
системы в своем обозначении имеют
индекс 5.1). На DVD можно осуществить
запись звукового сопровождения
на 8 языках сразу с возможностью
выбора любого из них. Кроме того,
формат DVD-диска позволяет
записать еще и субтитры на 32
различных языках (!) с
возможностью их отключения и
выбора языка через меню диска.
Помимо собственно видеопрограммы,
на DVD-диске обычно записывается
еще масса другой полезной
информации: биографии и
фильмографии снявшихся в фильме
актеров, дополнительные сведения
о съемках фильма и т.д. Эта
информация также доступна для
зрителя и при необходимости может
быть легко вызвана им на экран
телевизора. Также следует
отметить, что DVD-диски все еще
достаточно дорогое удовольствие
и их цена колеблется в пределах
15-30$.
В ноябре 1998г. была объявлена
новая разработка Moving Picture Expert Group -
стандарт MPEG4, частью которого
является сжатие видео. Аппаратные
требования для воспроизведения
видео в MPEG4 высоки - нужен PentiumII300 (Сравните
с P133 для MPEG-1). Но за счет более
совершенной компрессии стало
возможным сжимать видео намного
сильнее, чем при использовании MPEG1
(VCD). Теперь можно без проблем
поместить фильм на 1 CD с качеством
даже лучше, чем VCD! Благодаря этому
качеству, данный формат стал
очень популярным, учитывая
дешевизну CD дисков Намалую роль в
этом сыграл и кодек DivX ;-), который
на самом деле является, всего лишь,
взломанной версией, того же Microsoft
MPEG-4 Video Codeс. Как утверждают авторы,
они убрали глюки и слегка его
улучшили. В частности, они сделали
возможным вывод файлов после
компрессии в формате *.avi, в то
время, как кодек M$ MPEG-4 Video Codec
поддерживает формат *.asf и
устанавливается вместе с Windows Media
Player или Windows Media Tools (последние
версии кодеков Microsoft MPEG-4 Video Codec
V1,V2,V3 также выводят поток в *.avi-файл).
Алгоритм компрессии видео в MPEG-4
работает по той же схеме, что и в
предыдущих форматах. При
кодировании исходного
изображения кодек ищет и
сохраняет ключевые кадры, на
которых происходит смена сюжета.
А вместо сохранения
промежуточных кадров
прогнозирует и сохраняет лишь
информацию об изменениях в
текущем кадре по отношению к
предыдущему. Компрессия звука
чаще всего производится в формат
MP3 или WMA. Однако возможно
использование любого кодека,
вплоть до применяемого в DVD
шестиканального AC-3 потока (единственное
требование - чтобы данный
аудиокодек был установлен в
системе).
Ну и в заключении необходимо
также отметить, что проигрывать
видеозаписи в формате MPEG-4 вы
сможете только с помощью
компьютера. Вы не сможете
воспроизвести его на DVD-плейере,
равно как и нет плат для
аппаратного декодирования MPEG-4, и
вряд ли они появятся в будущем.
Это можно расценивать как минус
для систем домашнего кинотеатра
класса "все в одном", так и
как плюс в пользу построения
аналогичной системы на базе ПК.
Оригинал статьи>>
Список
всех статей >>
|